Деловые подарки классифицируют по разным признакам, однако если исходить из назначения и правил этикета, то возможно выделить 3 крупные группы.
Рекламно-сувенирная продукция. Имя заявляет само за себя: подарок, кроме собственного прямого назначения, выполняет еще и рекламную функцию. Ручки, календари, кружки, майки, бейсболки, зажигалки, брелоки с логотипом вашей корпорации предлагаются посетителям выставки или презентации, вручаются в процессе деловых встреч и переговоров (если они не носят строго официального характера). Конечно же, переговоры на высшем уровне требуют больше весомого презента, а рекламно-сувенирная продукция имеет возможность стать к нему дополнением.
Как правило стоимость подарка в этой группе не превышает $10, однако в отдельных ситуациях в качестве рекламного сувенира возможно использовать и продукцию своего производства - тут уже допустима больше высокая цена. Естественно, сперва стоит поразмыслить, как получатель сумеет использовать подаренную вещь и принесет ли она ему положительные эмоции. Такой презент не должен выглядеть неприкрыто коммерческим - важно, чтоб он был оформлен и упакован непосредственно как подарок.
Бизнес-подарки. В этой группе лидируют нейтральные презенты, и I-е, что приходит в голову, - это канцтовары и прочие предметы офисного обихода (письменные приборы, ежедневники, блокноты, калькуляторы, органайзеры, настольные часы, визитницы и пр.).
Подобные подарки преподносят коллегам, деловым партнерам, участникам мероприятий,предполагающих присутствие узкого круга лиц.
Лучше, чтоб при всей собственной универсальности подарок был персонифицирован: на нем возможно выполнить дарственную надпись или приложить к нему открытку. Личное обращение постоянно приятно и повышает ценность подарка в глазах получателя: он понимает, что, подбирая и оформляя подарок, вы думали непосредственно о нем.
Часто после праздников посреди подарков обнаруживаются совершенно одинаковые вещи, и появляется искушение подарить II-й экземпляр кому-то другому (уже от собственного имени). Дарственная надпись с личным обращением сделает это невозможным и убережет человека от ошибки: дело в том, что по правилам этикета дарить полученные подарки не принято.
В последнее время набирают популярность презенты в восточном стиле. Довольно нейтральным подарком являются кристаллы разных форм, сувениры из поделочных камней, фигурки животных с символическим значением. Конечно же, если вы неплохо знакомы со собственным партнером или клиентом, то ваш подарок не непременно должен иметь универсальный характер - в этом случае вы можете учесть индивидуальные предпочтения.
Средняя цена бизнес-подарка составляет $20-30. По этикету, тот, кто заполучил подарок, должен преподнести ответный презент, чаще всего, приблизительно на ту же сумму. Потому, подбирая подарок, требуется непременно подумать о том, сумеет ли ваш получатель ответить тем же.
Стоимость презента для менеджера среднего звена не обязана выходить за рамки $50, для топ-менеджеров интернациональным деловым этикетом установлена "вилка" от $50 до $100. Подарки от $100 и выше преподносят I-м лицам больших корпораций. Если же в качестве презента вы используете продукцию своего производства, то в любой категории ее цена может оказаться выше, т.к. в этом случае вы не затрачиваете на приобретение подарка дополнительных средств.
Презент как бизнес-инструмент
VIP-подарки в большей части собственном четко персонифицированы и подбираются с учетом интересов, эстетических вкусов, пристрастий и увлечений адресата. Обычно, подобные презенты преподносят руководителям, однако и сотрудник, занимающий не чересчур высокую должность, имеет возможность получить VIP-подарок, когда в его жизни происходит важное событие (бракосочетание, рождение ребенка, юбилей и пр.).
Подобный подарок весьма имеет возможность выходить за рамки рабочего процесса: заядлый горнолыжник или дайвингист будет рад спортивному аксессуару, а нумизмат или собиратель древностей - умопомрачительному экземпляру для коллекции.
Если же вы покупаете подарок, предназначенный для офиса, то перед этим требуется непременно побывать в кабинете у вашего адресата, чтоб знать, в каком стиле и цветовой гамме решен интерьер. Часы под старину в интерьере хай-тек вряд ли найдут достойное использование, даже если это будет весьма дорогой подарок. К слову, цена VIP-презента зачастую определяется индивидуально, отталкиваясь от должности и социального положения адресата.
На роль VIP-подарка могут претендовать произведения искусства, изделия из драгоценных металлов, натуральных камней, ценных пород дерева, авторские сувенирные композиции. Обычно, подарки VIP-класса в салонах представлены всего в некоторого количества экземплярах, и продавцы интересуются у покупателей, кому предназначен презент, чтоб исключить повторы. К тому же, вы можете заказать подарок, который доставят в наш город в единственном экземпляре. Если вы сообщите об этом адресату, то положительных эмоций будет еще более.
Запретная зона
Косметика и парфюмерия в качестве деловых подарков не применяются ни при каких обстоятельствах. То же самое касается предметов одежды и аксессуаров, с нею связанных: ни рубашка, ни галстук, ни шляпа, ни ремень, ни запонки тут не годятся. Исключение составляют галстуки, играющие роль корпоративного атрибута: порой они абсолютно одинаковы или выполняются в едином стиле - с повторяющимся орнаментом, характерной цветовой гаммой или логотипом корпорации.
Из всех продуктов в качестве подарка возможно использовать лишь конфеты и алкогольные напитки. Все остальное на роль презента категорически не подходит (это правило справедливо и для наиболее дорогих деликатесов).
Многие думают алкогольные напитки универсальным подарком, и абсолютно напрасно. Чтоб подобный презент попал в точку, требуется знать предпочтения вашего адресата, а это предполагает довольно близкое знакомство. По этикету, даме не принято дарить крепкие напитки (ни водку, ни коньяк, ни виски). Тут предпочтительны легкие вина, допустимы ликеры, и вермуты и мартини, которые как правило используют для приготовления коктейлей.
Мужчинам, в собственную очередь, не рекомендуется дарить конфеты, да и современной бизнес-леди подобный подарок подойдет отнюдь не постоянно, и дело не только лишь во вкусовых предпочтениях. Если в настоящий момент дама располагается на диете, сладостям она не обрадуется, по этой причине с конфетами требуется быть весьма осторожным.
Если вы преподносите подарки нескольким деловым партнерам, то одинаковые предметы возможно выбрать только в том случае, если вы уверены, что эти люди "не пересекаются" м/у собою.
Процесс имеет значение
Имидж-эксперты утверждают: важно не только лишь то, что вы дарите, однако и как вы это делаете. Процесс преподнесения подарка также регламентируется правилами этикета.
В первую очередь, каждой подарок, даже если он маленький, должен быть неплохо упакован. Если человека встречают по одежке, то подарок - по упаковке, непосредственно она создает у адресата I-е эмоциональное впечатление. Яркая, выразительная упаковка уже одним собственным видом способна доставить радость, и это будет дополнительное очко в вашу пользу.
Если по размеру подарок невелик, то его вручают правой рукой (развернув к адресату самой красивой стороной), при том изготавливают маленький поклон. Тот, кто принимает подарок, также кланяется в знак благодарности и протягивает правую руку. Габаритный презент вручается и принимается обеими вручную.
Даже если получатель не видит и не догадывается, какой подарок скрывается под упаковкой, он должен выразить радость и высказать слова благодарности. Лучше немедленно же снять упаковку и посмотреть, что внутри. Равнодушно отложить подарок в сторону, не проявив к нему интереса, - дурной тон. Если человек потратил масса времени и сил на поиски подарка, ему будет неприятно наблюдать такую реакцию.
Исключением имеет возможность стать юбилей или иной праздник, где 1 человек получает немедленно большое число подарков, гости идут 1 за иным, и виновник торжества не в состоянии уделить внимание каждому презенту. В этом случае возможно использовать особый столик для подарков, куда именинник откладывает их прямо в упаковке, а разворачивает уже после завершения торжества. Этот столик лучше установить в отдельной комнате, однако не там, где накрыт стол и куда провожают гостей, чтоб у них не было возможности сравнивать подарки. Нередко на праздник приглашаются люди с разным уровнем достатка, и ни 1 из них не должен чувствовать себя неловко.
Из РФ с любовью
Если вы отправляетесь на переговоры в другую страну, преподнести подарок деловым партнерам считается хорошим тоном. При I-ой встрече с незнакомыми людьми презент должен быть нейтральным. На эту роль подойдут, к примеру, сувениры, красочные альбомы с фотоснимками, подарочные книги, отражающие культурную среду вашего города или страны. Конечно же, качество этой продукции не должно вызывать сомнений. Зарубежным партнерам возможно презентовать произведения декоративно-прикладного искусства, мелкие скульптуры, гравюры, памятные медали, настенные тарелки. Подбирая в качестве подарка изделия народных промыслов, попробуйте найти что-то нестандартное, оригинальное, чего получатель еще не увидел (матрешки и хохломская роспись за рубежом давно уже перестали быть редкостью).
Если же вы встречаетесь не впервые и неплохо знаете людей, с которыми предстоит вести переговоры, то можете привезти из РФ какую-или вещь по их просьбе, в частности произведения искусства или антиквариат (когда вам известны предпочтения партнера в этой сфере). Разрешается дарить национальные алкогольные напитки, сладости, разные курительные принадлежности, однако, конечно же, все это должно быть красиво оформлено.
Самое основное, о чем требуется помнить, подбирая подарок: его цель - не "отдариться", не соблюсти какие-то правила, а доставить человеку удовольствие. Когда получатель понимает, что презент был куплен в спешке, между прочим, и вы серьезно не задумывались над тем, что подарить, то ваши действия могут иметь обратный эффект - не положительный, а отрицательный. Подарок должен принести радость!