Как выяснилось, первый пазл (рuzzle) появился на планете Земля несколько веков назад: с нанесенных на клочки частиц следовало составить изображения. Иными словами, из причудливых по форме кусочков-обломков надо было составить четкую картину!
Сначала это была игра для развития воображения и внимания, концентрации памяти, совершенствование моторики рук и, как сказали бы мы сегодня, пространственного мышления. Однако впоследствии пазлы превратились в популярный и распространенный способ интеллектуального отдыха, так сказать, гимнастики для ума. И что интересно - игра привлекала людей любого возраста! Мало того, что она что-то там тренировала и развивала, она еще и успокаивала, настраивая на медитативный лад!
Течет время, но популярность пазлов не проходит. Возможно, их привлекательность в том, что они удовлетворяют амбиции разных игроков? То есть если игрок «исполнитель» счастлив, что ему удалось воспроизвести «россыпь» чужого замысла, то игрок-«творец» пытается из предложенных ему фрагментов «слепить» несколько оригинальное (читай: инновационное)? Вот где простор для эксперимента и возможности для креатива! Разве не интересно упорядочить видимый хаос? Хотя в игре порадоваться четкостью и логичностью.
А разве современное общество - это не пазл, образованный из отдельных людей, которые, как части целого, неразрывно связаны между собой? И разве не важно, не уникальна в обществе каждый человек так же, как малый частиночка в большом пазлы?А разве каждый из нас (воспитанник и воспитатель, ученик и учитель - не похож, простите, к частице пазла? Есть пазл - то модель (образ, символ - как угодно) любой сложной системы, которую ой как хочется исследовать и проанализировать, то есть «разобрать» на составляющие, «сортировать», затем - «собрать», «свернуть», «сдать».
Так разве пазлы - не своеобразный символ науки педагогики? Не символический образ науки психологии?
И еще: даже в древности пазлы различались количеством и вычурностью форм частиц, на которые был разбит рисунок. Поэтому можно говорить об уровнях сложности задания.