Элементы принудительного снижения скорости (или так называемый "лежачий полицейский") применяются в зарубежье длительное время. Это довольно недорогая конструкция заставляет водителей снижать скорость движения до необходимого минимума. Так, в Великобритании существует довольно большой опыт применения "лежачих полицейских" и достаточно широкий выбор их типов. Например, настилы длиной от 1,9 до 6,4 м применяются в начале и в конце скоростных автодорог. Для дорог общего пользования предлагаются настилы длиной от 2 до 3,1 м. Высота конструкций составляет 75 мм. В Германии элементы принудительного снижения скорости давно существуют перед каждой школой и приносят свои плоды, спасая юных граждан от бед на дороге.
В Польше "лежачие полицейские" размещают на въездах в жилые зоны и изготавливаются из резины двух типов - большие и маленькие "полицейские". В двадцатимиллионного Мехико на 9 000 км дорожного покрытия приходится 630 000 "лежачих полицейских". Это означает, что на каждые 14 метров улицы случается один "полицейский".
Вместе с тем, на улицах и дорогах стран СНГ этот элемент появляется довольно постепенно и осторожно. В г. Минске (Республика Беларусь) первые "лежачие полицейские" появились примерно 3-4 года назад. Представляли они собой вмонтированные в асфальт трубы. На январь 2003 в Минске установлено не более десятка таких конструкций.
В России эксперимент с применением "лежачих полицейских" успешно закончился введением в действие соответствующего ГОСТа на это средство. Так, в Москве искусственные дорожные неровности сооружаются по решению Городской комиссии по впорядженню размещения искусственных дорожных неровностей в соответствии с требованиями ГОСТа по проектам, утвержденным в установленном порядке. В настоящее время в Москве установлено почти 200 "лежачих полицейских". Большинство из них - стационарные из асфальтобетона. Необходимо отметить, что применяя такие конструкции "лежачих полицейских" россияне сразу же столкнулись с проблемой самодельных конструкций. Простой, на первый взгляд, средство снижения скорости строится энтузиастами по своим "эксклюзивным" размерам и дальше ... собирает свои жертвы. Так, в Москве на 106 км Старокаширського шоссе из-за самодельного устройства произошло несколько автоаварий, в которых погибли двое и пострадали 6 человек. В Украине от 04.01.2003 действующий ГОСТ 4123-2002 "Безопасность дорожного движения. Элементы принудительного снижения скорости на улицах и дорогах. Общие требования. Правила применения "Настоящий стандарт распространяется на элементы принудительного снижения скорости (настилы), используемых на улично-дорожной сети населенных пунктов и автомобильных (внегородских) дорогах общего пользования. Такие элементы применяются на пешеходных переходах, возле детских, учебных и спортивных заведений и т.д.
Согласно этому ДСТУ элементы принудительного снижения скорости должны быть высотой 100 мм, длиной, соответствующей ширине полосы движения или ширине проезжей части. Кроме этого, они должны иметь такую конструкцию, которая позволяет, в случае необходимости, без повреждения перемещать этот настил. Вместе с тем, как показали проведенные обследования уличной сети города Киева, практически все существующие конструкции установлены с нарушение требований этого стандарта - как правило длиной, соответствующей только ширине полосы движения, что позволяет осуществлять объезд этих настилов и с применением материалов, не позволяют их перемещать без повреждения. Корпорацией "Киевавтодор" в 2004 году по результатам изучения отечественного и зарубежного опыта по обустройству улично-дорожной сети элементами принудительного снижения скорости и в соответствии с утвержденным планом внедрения передовых технологий разработано и изготовлено прессформы для элементов такого настила из резины, которые переданы Белоцерковском завода резиново- технических изделий для внедрения.
В 2005 году завод приступил к изготовлению сборных элементов, конструкция которых позволяет выполнять их сборка и установка на любую ширину дороги. Кроме этого, изделия имеют эстетичный вид и такую конструкцию крепления, которое позволяет выполнять их монтаж или перемещение без повреждения дорожного покрытия. В июле т.г. такая конструкция "лежачего полицейского" смонтирована в Деснянском районе столицы на улице Маршала Жукова у дома № 45 (фото прилагаются).
|